Под этим термином понимают официальный адрес юридического лица, указанный в госреестре (ЕГРЮЛ). Зарегистрировать фирму и начать работу без него не получится. Он необходим для получения корреспонденции, его указывают на бланках и в официальных документах. Какие реквизиты могут использоваться в этом качестве и как их получить, расскажем ниже.
Содержание
Что понимают под юридическим адресом?
Ни один норматив не содержит четкого определения этого понятия. В законе о госрегистрации ООО и ст. 54 ГК РФ сказано лишь о месте нахождения юрлица. В обиходе под ним подразумевается адрес, по которому зарегистрирована компания и по которому функционирует орган ее управления.
Его необходимость вытекает из самой сути хозяйственной деятельности. Законно ее осуществлять можно только в конкретном месте, указанном ЕГРЮЛ в качестве места нахождения субъекта бизнеса. Это своего рода привязка к местности – по этим реквизитам организация должна быть доступна и контактна. Сведения о них отражаются в Уставе.
Зачем нужен юридический адрес?
В соответствии с положениями ст. 54 ГК РФ компания регистрируют по месту нахождения ее исполнительного органа — непосредственного руководства. Его роль в ООО выполняет директор. Из этого определения следует, что юридическим адресом компании является место нахождения ее директора. Именно он указывается в регистрационных документах. Какую роль он играет для работы компании?
Без него невозможно осуществить следующие действия:
- Зарегистрировать компанию. Нужна «привязка к местности».
- Принимать налоговые проверки. Они проводятся строго по официальному адресу компании.
- Получать почту. При отсутствии обратной связи компании грозит исключение из ЕГРЮЛ.
- Вести налоговый и бухгалтерский учет, отчитываться в ФСС и ПФР.
- Открыть расчетный счет в банке.
- Заключать договора и выставлять счета.
Первый вопрос, который задают контрагенты новому партнеру: - Как и где вас найти? Где ваш офис? Наличие адреса, достоверность которого подтверждена ИФНС, является гарантией реальности фирмы.
Какой адрес может быть юридическим?
Как определить место нахождения директора? И подтвердить его для ИФНС? Директор является физическим лицом, сведения о котором подтверждает его паспорт. В последнем зафиксирована постоянная регистрация гражданина по месту жительства – прописка. Еще один вариант – место нахождения рабочего места директора. Из этого следует, что в заявлении на госрегистрацию можно указать, как адрес постоянной прописки директора, так и его рабочего места.
Домашний адрес в качестве юридического
Закон не запрещает регистрировать компании по домашнему адресу учредителя или директора при одновременном соблюдении двух условий:
- Постоянная регистрация директора или учредителя по данному адресу;
- Согласие собственника жилья на «прописку» юридического лица.
Если директор или учредитель не является собственником или он – не единственный владелец жилплощади, то придется заручиться письмом от владельца (-ев) с согласием на открытие ООО в принадлежащем ему (им) помещении.
Нельзя зарегистрировать ООО в квартире при одном из следующих условий:
- Заявленный вид деятельности подлежит лицензированию.
- Непригодное для проживания состояние квартиры или дома (износ, авария, недострой).
- Помещение числится в залоге (ипотечное жилье или заложенное по кредиту).
Регистрация на дому приемлема лишь на начальной стадии бизнеса в силу своей дешевизны. Серьезные компании не приветствуют партнеров, не способных приобрести или арендовать помещение для работы.
Помимо престижа есть еще и этический момент: личный адрес директора или учредителя становится достоянием общественности. Приехать или написать по нему может абсолютно кто угодно от сотрудников ИФНС, обязанных проводить проверки по месту нахождения налогоплательщика, до кредиторов и приставов.
Собственное помещения для бизнеса
Офис, принадлежащий учредителю на праве собственности, — идеальный, но самый дорогой вариант для старта. Право его использования в качестве юридического подтверждается свидетельством собственности или выпиской из ЕГРН. Хорошо, если уже есть помещение, которое можно использовать для бизнеса. А, если нет? На его покупку нужен не один миллион, что не под силу начинающему предпринимателю.
Аренда помещения
Наиболее распространенный вариант на этапе старта – аренда помещения. Для регистрации можно арендовать не дорогое помещение, а по мере развития бизнеса переехать в более солидное.
Чтобы зарегистрировать организацию в арендованном помещении, нужно удостовериться в следующем:
- площадь подходит под ваш вид деятельности;
- арендодатель готов письменно подтвердить предоставление помещения (гарантийное письмо);
- арендодатель является собственником и может удостоверить свои права на предоставляемую площадь.
ИФНС не имеет ничего против регистрации ООО в субарендованном помещении (когда арендованная площадь пересдается третьему лицу). В налоговую предоставляется договор субаренды, согласие арендодателя предоставить помещения в субаренду, его договор с собственником и правоустанавливающие документы последнего на помещение. Договор аренды или субаренды заключают на 11 месяцев с последующим продлением.
Можно купить или арендовать только адрес?
Многим компаниям помещение не нужно. Не большие ООО оказывают услуги по месту нахождения клиента, а бухгалтерию отдают на аутсорсинг. Затраты на помещение в этом случае бессмысленны. Как тогда зарегистрировать бизнес?
В этом случае выручит покупка или аренда юридического адреса. Официально такая услуга законом не предусмотрена, но и не запрещена. Многие собственники и арендаторы коммерческой недвижимости охотно «прописывают» в своих помещениях до десятка компаний.
11 месяцев:
6 месяцев:
11 месяцев: